|
3-1(87) 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ю.А. Алябышева, А.А. Веряев
Педагогический конструктивизм и предметное содержание как основания типологизации и структуризации учебной деятельности
В работе сделана попытка на уровне дидактики в обобщенном виде классифицировать учебную деятельность, осуществляемую педагогом и обучаемыми с использованием интерактивной доски. Введенная классификация обладает достаточным потенциалом для обобщения и рассмотрения на ее основе любой учебной деятельности, связанной с освоением обучаемыми информационных моделей. В основе сделанной авторами классификации лежит обобщенное представление о текстах, с которыми имеют дело обучаемые (студенты или школьники) и педагоги, и особенности использования разнообразных знаковых систем, с помощью которых создаются тексты. Ключевым моментом является процесс порождения текстов с использованием элементов, которые вслед за Ю.В. Громыко можно назвать конструктивами, и дальнейшее означивание текстов, их осмысливание, а также усвоение фильтров, посредством которых потенциальное множество возможных текстов редуцируется до такого множества, которое порождает комфортный для субъекта «образ мира» (А.Н. Леонтьев). Предложенные виды деятельности можно наблюдать и идентифицировать не только в процессе работы у доски, но и при работе в учебной аудитории и за ее пределами. Классификация носит общепедагогический, дидактический, а не частнопредметный характер, хотя в ее основе лежит предметное содержание и разнообразное манипулирование им (чтение, реферирование, воспроизведение, порождение нового и т.п.). Разнообразие знаковых систем, посредством которых осуществляется преподавание и обучение, необходимость реализации межпредметных связей, необходимость достижения ме-тапредметных результатов порождают очень важный вид деятельности, который можно назвать переводом текстов с одного языка на другой (например, вербальное описание музыкального произведения, рассмотрение танца или костюма с точки зрения физики, биологии и т.п.).
DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-02
Ключевые слова: учебная деятельность, обучение, преподавание, педагогический конструктивизм, знаковые системы, конструктивы, тексты, виртуальная и константная реальности, синтаксис, семантика, прагматика, конструктивистские фильтры
Полный текст в формате PDF, 444Kb. Язык: Русский. АЛЯБЫШЕВА Юлия Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия) E-mail: julaver@rambler.ru
ВЕРЯЕВ Анатолий Алексеевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия) E-mail: veryaev_aa@mail.ru
|