English Russian
Известия
Журнал
теоретических
и прикладных
исследований
Алтайского государственного университета
Print ISSN 1561-9443
On-line ISSN 1561-9451
Список выпусков
Содержание номера
Педагогические и психологические науки
Филологические науки и искусствоведение
Философские науки, социологические науки и культурология
Рецензии
О журнале
Редакционная коллегия и редакционный совет журнала
Порядок рецензирования научных статей в журнале "Известия АлтГУ"
Новые правила представления статей в журнал «Известия АлтГУ»
Публикационная этика журнала «Известия АлтГУ»
 
3-1(87)2015
  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Ю.А. Алябышева, А.А. Веряев

Педагогический конструктивизм и предметное содержание как основания типологизации и структуризации учебной деятельности

В работе сделана попытка на уровне дидактики в обобщенном виде классифицировать учебную деятельность, осуществляемую педагогом и обучаемыми с использованием интерактивной доски. Введенная классификация обладает достаточным потенциалом для обобщения и рассмотрения на ее основе любой учебной деятельности, связанной с освоением обучаемыми информационных моделей. В основе сделанной авторами классификации лежит обобщенное представление о текстах, с которыми имеют дело обучаемые (студенты или школьники) и педагоги, и особенности использования разнообразных знаковых систем, с помощью которых создаются тексты. Ключевым моментом является процесс порождения текстов с использованием элементов, которые вслед за Ю.В. Громыко можно назвать конструктивами, и дальнейшее означивание текстов, их осмысливание, а также усвоение фильтров, посредством которых потенциальное множество возможных текстов редуцируется до такого множества, которое порождает комфортный для субъекта «образ мира» (А.Н. Леонтьев). Предложенные виды деятельности можно наблюдать и идентифицировать не только в процессе работы у доски, но и при работе в учебной аудитории и за ее пределами. Классификация носит общепедагогический, дидактический, а не частнопредметный характер, хотя в ее основе лежит предметное содержание и разнообразное манипулирование им (чтение, реферирование, воспроизведение, порождение нового и т.п.). Разнообразие знаковых систем, посредством которых осуществляется преподавание и обучение, необходимость реализации межпредметных связей, необходимость достижения ме-тапредметных результатов порождают очень важный вид деятельности, который можно назвать переводом текстов с одного языка на другой (например, вербальное описание музыкального произведения, рассмотрение танца или костюма с точки зрения физики, биологии и т.п.).

DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-02

Ключевые слова: учебная деятельность, обучение, преподавание, педагогический конструктивизм, знаковые системы, конструктивы, тексты, виртуальная и константная реальности, синтаксис, семантика, прагматика, конструктивистские фильтры

Полный текст в формате PDF, 444Kb. Язык: Русский.

АЛЯБЫШЕВА Юлия Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: julaver@rambler.ru

ВЕРЯЕВ Анатолий Алексеевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: veryaev_aa@mail.ru

 

Печатное издание "Известия АлтГУ" © 1996-2017 Алтайский государственный университет.
Зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ №77-14344. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.
По вопросам приобретения журнала обращаться в издательство АлтГУ по адресу:
656049, Россия, Барнаул, ул. Димитрова 66. Телефон +7 (3852) 366351.