|
4-2(84) 2014 ИСТОРИЯ
А.Ж. Бальжурова
Канонические и лубочные традиции в бурятской буддийской иконописи (на материалах Национального музея Республики Бурятия)
Рассмотрены основные этапы становления и развития бурятской профессиональной буддийской иконописи конца XVIII — начала ХХ в. Затронуты ключевые аспекты и особенности при принятии бурятскими иконописцами общеканонических традиций буддийского искусства. Проанализировано существование в конце XIX — начале ХХ в. двух традиций бурятского иконописания — канонических и лубочных. Первые написаны бурятскими ламами-иконописцами со строгим соблюдением буддийских канонов и сохранением уникальных самобытных черт бурятского традиционного искусства. Вторые — работы, выполненные китайскими бродячими ремесленными мастерами, в основном по просьбам мирян для домашних алтарей и известные в народе как «хуажин зураг» («хуажин» с китайского — «картинные лиcты», «зураг» — с бурятского «рисунок»). Иконы, написанные китайским художниками, характеризуются соблюдением минимума буддийских канонов, небрежностью исполнения и качеством выполненной работы, отсутствием художественного вкуса, которое выражается в сочетании цветов. Также чаще всего китайские ремесленные мастера писали популярные образы божеств храмового и бытового ритуала, которые были доступны широкой массе верующих.
DOI 10.14258/izvasu(2014)4.2-02
Ключевые слова: буддизм, канон, танка, «хуажин зураг», иконописцы
Полный текст в формате PDF, 258Kb. Язык: Русский. БАЛЬЖУРОВА Арюна Жамсуевна
аспирант кафедры этнологии и народной художественной культуры Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (Улан-Удэ, Россия) E-mail: Aryunabalzh@mail.ru
|