|
2-1(82) 2014 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Н. Г. Янова
Ментальная репрезентация этнонимов гражданской и этнической идентичности
В статье обсуждаются психологические вопросы теории языкового статуса этнонима в психолингвистике. В частности рассматривается психологический статус этнонимов и псевдоэтнонимов как маркеров гражданской и этнической идентичности в современном российском менталитете. Попытка объединить загадки языковой номинации этнонима с архетипом ментальной оппозиции «свой — чужой» показана на языке формальных моделей математической психологии. Использование теории ментальных пространств Фоконье и математического аппарата семантического анализа позволяет проводить формализацию процесса семиозиса. Методика реконструкции психологической структуры знака на уровне значения и смысла включает построение не только семантических, но и мотивационных ментальных пространств, что предоставляет возможности предсказания эффектов полисемии и расщепления значения. Решение данной задачи представлено на материале исследования номинативной лексики в атрибуциях этнической и гражданской идентичности. Поиск ментальных и языковых маркеров этнического и гражданского самосознания позволяет выявить границы идентичности гражданского общества, этноса и нации и показать причины, обусловливающие риски гражданского раскола, этнических предубеждений и национализма. Экспериментальный пример представлен региональной выборкой.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.1-08
Ключевые слова: ментальная репрезентация, языковая номинация, математическое моделирование, психометрика, этноним, идентичность, значение и смысл
Полный текст в формате PDF, 789Kb. Язык: Русский. ЯНОВА Наталья Геннадьевна
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: yanova@sny-research.com
|