|
3-2(87) 2015
В.П. Федюкин
Философия всемирной истории А. Тойнби: синтез или эклектика?
Анализируется философия всемирной истории одного из выдающихся представителей европейской мысли XX в. А. Тойнби. Поводом для обращения к уже достаточно исследованному творчеству оказалось не вполне правомерное, на взгляд автора, отнесение британского мыслителя к сторонникам идеи локальных культур. И это тем более очевидно, что сам А. Тойнби выступил с достаточно резкой критикой взглядов О. Шпенглера, заявив, что локальные культуры — это вехи времени, а не островки замкнутой в себе истории. Автор показывает, что для британского мыслителя характерны скорее компромиссные решения, в которых просматривается стремление соединить в одно целое наиболее сильные стороны существующих философско-исторических концепций (универсальной истории, локальных культур исторического параллелизма). Такая интенция обнаруживается и в его концепте истории как дискретной целостности, и в решении вопроса о границах и направленности истории. Но сама эта попытка синтеза не всегда оказывается удачной и нередко выглядит как эклектика.
DOI 10.14258/izvasu(2015)3.2-41
Ключевые слова: философия всемирной истории, концепция локальных культур, концепция универсальной истории, концепция исторического параллелизма, дискретная целостность, А. Тойнби, цивилизация
Полный текст в формате PDF, 660Kb. Язык: Русский. ФЕДЮКИН Виктор Петрович
доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии, онтологии и теории познания Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия) E-mail: Fedyukin1958@mail.ru
|