|
4-2(84) 2014 ИСТОРИЯ
Е.В. Песчанская
Происхождение и трансформация смыслов благопожелательного орнамента Древнего Китая (II–I тыс. до н. э.)
Искусство Китая насчитывает более четырех тысяч лет, вызывая интерес многих ученых: синологов, культурологов, историков, философов. Так как важной и, пожалуй, даже главной составляющей предметов искусства Китая является не столько их форма, сколько декорум, сложно переоценить роль орнамента в декоративно-прикладном творчестве Поднебесной. Богатая благопожелательная образная система этой страны получила развитие еще в эпоху неолита в процессе предметно-творческой деятельности человека и достигла пика своего развития только во времена правления двух последних династий — Мин и Цин, воплощаясь в виде разнообразных орнаментов, украшающих практически каждый предмет декоративно- прикладного искусства Китая как несколько столетий назад, так и в настоящее время. Нами предпринята попытка проследить процесс зарождения, развития и трансформации смыслов китайского благопожелательного орнамента II–I тыс. до н. э. в контексте истории; показать влияние религиозной, культурной, политической и экономической сторон жизни китайского общества на формирование основных тем благопожелательной орнаментации в целом и благопожелательной образности в частности, которые и сейчас занимают ведущую роль в орнаментации предметов искусства Китая.
DOI 10.14258/izvasu(2014)4.2-24
Ключевые слова: орнамент, благопожелательный, Китай, счастье, полное счастье
Полный текст в формате PDF, 247Kb. Язык: Русский. ПЕСЧАНСКАЯ Евгения Викторовна
кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры востоковедения Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: xzl@mail.ru
|