|
2-2(82) 2014 ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
А.Н. Ермакова
Бытие иконы в массовой культуре начала XXI в.
В работе рассматриваются современные проблемы, связанные с понятиями «православное искусство» и «современная икона», которые появились в постсоветское время и стали актуальны в XXI в. Соотношение традиции и новаторства в иконографии, синтез светского и религиозного начал, а также дихотомические и недвойственные связи требований канона и творческой свободы иконописца как результат эволюции иконописного искусства — главные вопросы, которые представлены в статье, ключ к решению которых автор пытается найти, используя принцип «золотой середины», меры и научный подход, обозначенный термином «поссибилизм». Благодаря этому в работе происходит смещение акцента с критики всего сущего в сторону преобразовательного активизма в сфере творчества. Массовая культура и попрелигия исследуются как результат работы современных массмедиа, которые выстраивают виртуальное пространство без Бога и с этой точки зрения приобретают положительные коннотации. Последствия влияния массовой культуры репрезентированы в контексте сакрализации и профанации иконы и веры. Существование и роль древней иконографии и современного иконописного искусства исследуются в рамках массовой культуры. Рассматривается также влияние современной социальной и культурной динамики на православное искусство и его возрождение в XXI в.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.2-45
Ключевые слова: массовая культура, православное искусство, поп-религия, традиция и новаторство, светское и религиозное, икона, канон
Полный текст в формате PDF, 264Kb. Язык: Русский. ЕРМАКОВА Анастасия Николаевна
|