|
2-2(82) 2014 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
О.В. Мясникова, М.Н. Фроловская
Педагогические условия понимания текстов в процессе обучения
Авторы раскрывают знаковую природу текста, для понимания которого необходимо создавать определенные педагогические условия. В статье обозначена герменевтическая проблематика процесса обучения, поскольку сам педагогический процесс представляет собой текст культуры, созданный его непосредственными участниками. Показано движение к педагогическому пониманию через последовательность прочтения текстов: декодирование значений, их осмысление, означивание смысла — рождение студентами «встречного» текста. Обращается внимание на необходимость различения таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое и рефлексивное. Подчеркивается диалогический характер понимания, позволяющий интерпретаторам обнаруживать скрытые вопросы текста, осуществлять поиск ответов на них, анализировать различные позиции, выделять концепт, создавать собственный рефлексивный продукт. Процесс понимания разворачивается в круге: через осмысление предметного содержания происходит понимание себя, Другого, мира. Отсюда интерпретация текста приобретает личностно-ценностную окраску. Среди педагогических условий понимания текста в процессе обучения выделяются следующие: создание ситуаций успеха; стремление педагога к реализации собственной авторской позиции; использование приемов самовыражения: театральная и игровая педагогика, герменевтические методы; организация понимания текста через декодирование знаков, осмысление их и означивание личностного смысла. Реализация герменевтической направленности в процессе обучения позволяет преподавателю и студенту входить в мир культуры.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.2-06
Ключевые слова: высшая школа, процесс обучения, тексты культуры, понимание, интерпретация, педагогическая герменевтика
Полный текст в формате PDF, 518Kb. Язык: Русский. МЯСНИКОВА Ольга Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-научных факультетов Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: omelnikova2000@mail.ru
ФРОЛОВСКАЯ Марина Николаевна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия) E-mail: marinanik63@mаil.ru
|