English Russian
Известия
Журнал
теоретических
и прикладных
исследований
Алтайского государственного университета

 Архив журнала «Известия АлтГУ», начиная с 2017 г., размещен на новой версии сайта http://izvestiya.asu.ru
 Актуальная информация о журнале размещена на новой версии сайта http://izvestiya.asu.ru

Print ISSN 1561-9443
On-line ISSN 1561-9451
Список выпусков
Содержание номера
педагогика и психология
право
филология и искусствоведение
философия, социология и культурология
экономика
О журнале
Редакционная коллегия и редакционный совет журнала
Порядок рецензирования научных статей в журнале "Известия АлтГУ"
Новые правила представления статей в журнал «Известия АлтГУ»
Публикационная этика журнала «Известия АлтГУ»
 
2-2(82)2014
  ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

О.В. Мясникова, М.Н. Фроловская

Педагогические условия понимания текстов в процессе обучения

Авторы раскрывают знаковую природу текста, для понимания которого необходимо создавать определенные педагогические условия. В статье обозначена герменевтическая проблематика процесса обучения, поскольку сам педагогический процесс представляет собой текст культуры, созданный его непосредственными участниками. Показано движение к педагогическому пониманию через последовательность прочтения текстов: декодирование значений, их осмысление, означивание смысла — рождение студентами «встречного» текста. Обращается внимание на необходимость различения таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое и рефлексивное. Подчеркивается диалогический характер понимания, позволяющий интерпретаторам обнаруживать скрытые вопросы текста, осуществлять поиск ответов на них, анализировать различные позиции, выделять концепт, создавать собственный рефлексивный продукт. Процесс понимания разворачивается в круге: через осмысление предметного содержания происходит понимание себя, Другого, мира. Отсюда интерпретация текста приобретает личностно-ценностную окраску. Среди педагогических условий понимания текста в процессе обучения выделяются следующие: создание ситуаций успеха; стремление педагога к реализации собственной авторской позиции; использование приемов самовыражения: театральная и игровая педагогика, герменевтические методы; организация понимания текста через декодирование знаков, осмысление их и означивание личностного смысла. Реализация герменевтической направленности в процессе обучения позволяет преподавателю и студенту входить в мир культуры.

DOI 10.14258/izvasu(2014)2.2-06

Ключевые слова: высшая школа, процесс обучения, тексты культуры, понимание, интерпретация, педагогическая герменевтика

Полный текст в формате PDF, 518Kb. Язык: Русский.

МЯСНИКОВА Ольга Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков естественно-научных факультетов Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: omelnikova2000@mail.ru

ФРОЛОВСКАЯ Марина Николаевна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: marinanik63@mаil.ru

 

Печатное издание "Известия АлтГУ" © 1996-2017 Алтайский государственный университет.
Зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ №77-14344. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.
По вопросам приобретения журнала обращаться в издательство АлтГУ по адресу:
656049, Россия, Барнаул, ул. Димитрова 66. Телефон +7 (3852) 366351.