|
2-1(82) 2014 ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
О. Н. Кузнецова
Мировоззренческие приоритеты христианства и проблема их художественного воплощения в иконе
В данной статье речь идет о смыслах бытия, с точки зрения теософии и религиозного искусства, о художественной проблеме и традициях отражения их в русской иконе. Подчеркивается мировоззренческий и назидательный характер иконы, которая рассматривается в качестве дидактического текста, напоминающего о вечных смыслах бытия. В своеобразной диалектике «канонического, внеличностного, общецерковного» и «творческого, личностного, индивидуального », но совпадающего с соборным, усматривается та трудноуловимая мера, которая обеспечивает иконе ее адекватность, ее совпадение с самой собой, не допуская возможных эстетико-гедонистических заигрываний со зрителем. В статье происходит выявление факта сложного, многоуровневого характера отчуждения иконы: осмысленное отторжение ценности и значимости теософских смыслов иконы профанным реципиентом; подмена теософских смыслов иконы актуально-оптимистическими и гуманистическими в духе ценностных предпочтений современного общества; отчуждение от иконы ее собственных, изначально заложенных в нее смыслов. В контексте данной проблематики вновь актуализируются вопросы о духовности человека и общества, о противопоставлении духовного и плотского в религиозном искусстве.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.1-33
Ключевые слова: духовность, религиозное искусство, аскетизм, преображение, православие, традиция, отчуждение
Полный текст в формате PDF, 257Kb. Язык: Русский. КУЗНЕЦОВА Ольга Николаевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Алтайской государственной академии образования им. В. М. Шукшина (Бийск, Россия); докторант кафедры отечественного и зарубежного искусства
Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: onk2007@mail.ru
|