English Russian
Известия
Журнал
теоретических
и прикладных
исследований
Алтайского государственного университета

 Архив журнала «Известия АлтГУ», начиная с 2017 г., размещен на новой версии сайта http://izvestiya.asu.ru
 Актуальная информация о журнале размещена на новой версии сайта http://izvestiya.asu.ru

Print ISSN 1561-9443
On-line ISSN 1561-9451
Список выпусков
Содержание номера
История
Политология
О журнале
Редакционная коллегия и редакционный совет журнала
Порядок рецензирования научных статей в журнале "Известия АлтГУ"
Новые правила представления статей в журнал «Известия АлтГУ»
Публикационная этика журнала «Известия АлтГУ»
 
4-2(80)2013
  ИСТОРИЯ

М. В. Стурова

Образовательная среда на территории Акмолинской и Семипалатинской областей (50–80-е гг. XIX в.)

Исследуется образовательная среда Акмолинской и Семипалатинской областей на протяжении 50–80-х гг. XIX в. Анализу подвергаются меры по постановке под контроль мусульманских «конфессиональных школ» и образовательная политика по инкорпорированию казахского населения в общекультурную имперскую среду. Изучение поворотных моментов в обозначении политики центра по отношению к обозначенному вопросу позволило выявить ряд законодательных источников, прописывавших позиции центральных властей в отношении образования «иноэтничного компонента». Такими вехами в законотворчестве стали 1854 г., когда была создана Семипалатинская область и Области сибирских киргизов; 1868 г., отмеченный образованием Акмолинской области; 70-е гг. XIX в., обозначившие в русле «упорядоченной организации» дифференцированный подход. Это способствовало сосредоточению усилий на министерском уровне по выстраиванию согласованных мер в выработке образовательной политики с поправкой на этноконфессиональные особенности региона. Было выявлено ведущее начало имперской администрации в формировании образовательного пространства. Пристальное внимание обращено на составляющие элементы образовательной среды, сформированные под воздействием этнической и религиозной специфики. Функцию сохранения национального самосознания казахов выполняли «конфессиональные школы» (мектебы, медресе); приходские школы были ориентированы на русско-язычное население, в них казахи обучались бесплатно.

DOI 10.14258/izvasu(2013)4.2-39

Ключевые слова: этноконфессиональные особенности региона, интеграционная образовательная политика, образовательная среда, Акмолинская и Семипалатинская области, «конфессиональные школы», русско-туземные школы

Полный текст в формате PDF, 773Kb. Язык: Русский.

СТУРОВА Мария Викторовна
аспирант Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: marie-t@mail.ru

 

Печатное издание "Известия АлтГУ" © 1996-2017 Алтайский государственный университет.
Зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ №77-14344. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.
По вопросам приобретения журнала обращаться в издательство АлтГУ по адресу:
656049, Россия, Барнаул, ул. Димитрова 66. Телефон +7 (3852) 366351.