|
4-2(80) 2013 ИСТОРИЯ
М. В. Стурова
Образовательная среда на территории Акмолинской и Семипалатинской областей (50–80-е гг. XIX в.)
Исследуется образовательная среда Акмолинской и Семипалатинской областей на протяжении 50–80-х гг. XIX в. Анализу подвергаются меры по постановке под контроль мусульманских «конфессиональных школ» и образовательная политика по инкорпорированию казахского населения в общекультурную имперскую среду. Изучение поворотных моментов в обозначении политики центра по отношению к обозначенному вопросу позволило выявить ряд законодательных источников, прописывавших позиции центральных властей в отношении образования «иноэтничного компонента». Такими вехами в законотворчестве стали 1854 г., когда была создана Семипалатинская область и Области сибирских киргизов; 1868 г., отмеченный образованием Акмолинской области; 70-е гг. XIX в., обозначившие в русле «упорядоченной организации» дифференцированный подход. Это способствовало сосредоточению усилий на министерском уровне по выстраиванию согласованных мер в выработке образовательной политики с поправкой на этноконфессиональные особенности региона. Было выявлено ведущее начало имперской администрации в формировании образовательного пространства. Пристальное внимание обращено на составляющие элементы образовательной среды, сформированные под воздействием этнической и религиозной специфики. Функцию сохранения национального самосознания казахов выполняли «конфессиональные школы» (мектебы, медресе); приходские школы были ориентированы на русско-язычное население, в них казахи обучались бесплатно.
DOI 10.14258/izvasu(2013)4.2-39
Ключевые слова: этноконфессиональные особенности региона, интеграционная образовательная политика, образовательная среда, Акмолинская и Семипалатинская области, «конфессиональные школы», русско-туземные школы
Полный текст в формате PDF, 773Kb. Язык: Русский.
|