|
2-2(82) 2014 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
И.А. Ральникова
Временная проблематика в психологии: трансспективный анализ
Данная статья представляет взгляд на временную проблематику в психологии, базирующийся на применении принципов и положений теории психологических систем (В. Е. Клочко). Это позволяет поставить и реализовать задачу, связанную с возможностью применения трансспективного анализа к истории проблемы времени в психологии. В данной работе предложен методологический взгляд на развитие психологической науки как закономерной смены парадигмальных установок (классической, неклассической, постнеклассической), который помог отследить становление проблемы времени в психологической науке, открыть внутреннюю тенденцию ее развития. Фокус исследовательского внимания в рамках статьи направлен на осмысление проблемы времени с позиций перехода к постнеклассическому идеалу рациональности как парадигмы, представляющей перспективы развития современной психологической науки. С позиций постнеклассики, в частности теории психологических систем, время может быть понято как новообразование, порождаемое системой «человек». Во взаимодействии субъективного и объективного время рождается как сверхчувственная реальность, имеющая статус «переходного слоя» между объективной и субъективной реальностями, получившая обозначение «мир человека».
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.2-10
Ключевые слова: психологическое время, трансспективный анализ, классическая, неклассическая, постнеклассическая парадигмы научного мышления
Полный текст в формате PDF, 280Kb. Язык: Русский. РАЛЬНИКОВА Ирина Александровна
доктор психологических наук, доцент, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия) E-mail: irinaralnikova@yandex.ru
|