|
2-1(82) 2014 ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
А. Ф. Щеглов
[Анти]критика современных форм насилия Славоем Жижеком
Статья посвящена философскому анализу представлений Славоя Жижека о насилии как исходном элементе при определении структур поля морали. Проанализирована правомерность выражения насилия через три его формы: объективную, субъективную и символическую. В частности, объективное насилие, наряду с насилием субъективным и символическим, является отправным моментом, источником, причиной зла как такового. Обоснована позиция С. Жижека, выразившего зло на примере социально-экономической системы капитализма, через триединство форм насилия (объективного, субъективного и символического). Также показана опасность недооценки значения этики как универсального регулятора общественных отношений. Определены две противоположные этические позиции, определяющие природу морали: этический априоризм, исходящий из внеполагания этических норм, и апостериоризм, полагающий, что мораль — это не готовая и сбалансированная система норм, ниспосланная обществу раз и навсегда, а становящаяся живая сущность, исходящая из глубин социального. На примере этической теории Алена Бадью проанализирована современная философско- этическая концепция, критикующая представления о происхождении традиционной морали.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.1-43
Ключевые слова: этика, объективное, субъективное и символическое насилие, зло, капитализм, Другой, истина
Полный текст в формате PDF, 274Kb. Язык: Русский. ЩЕГЛОВ Александр Федорович
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии Омского государственного технического университета (Омск, Россия) E-mail: a_scheglov31@mail.ru
|