|
2-1(82) 2014 ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
И. В. Шестакова
Образ дома и дороги в кинотворчестве В. М. Шукшина
В советском кинематографе 1920–1930‑х гг. ХХ в. создателей фильмов мало интересовало частное жилище. Жизнь человека находилась внутри организованного государства. Уже в послевоенном кино встает проблема восстановления собственного дома, а интересы режиссеров смещаются из публичного пространства в частное. В культуре 1960–1970‑х гг. повседневная жизнь становится предметом осознанного интереса в кинематографе. Данная статья рассматривает особенности представления образа дома на примере анализа кинотворчества В. М. Шукшина. В статье показано, что концепт «дома» в его фильмах обретает индивидуальные черты, соотносясь с мировоззрением, системой ценностей и социальным положением героев. Почти все герои кинолент не могут существовать без дома, пытаются восстановить память о «родном гнезде» вдали от него, ищут свой утерянный дом-рай. Изображение дома в картинах Шукшина содержит целый пласт значений, которые переплетаются с другими смысловыми и изобразительными элементами художественной системы. Род, семья, мать, отец, ребенок, родина, земля — все эти понятия входят в концепт «дома» в его кинематографе, который образует художественное единство, скрепленное постоянной системой ценностей. Для писателя и режиссера как представителя «деревенской прозы» этот образ, имеющий особое нравственное пространство, стал символом «родового гнезда», духовного храма.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.1-39
Ключевые слова: «художественное домознание», концепт «дома», народная национальная культура, родовые связи, символ, фильм
Полный текст в формате PDF, 265Kb. Язык: Русский. ШЕСТАКОВА Ирина Валентиновна
кандидат культурологии, доцент кафедры теории искусства и культурологии Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: irinaaltkino@rambler.ru
|