English Russian
Известия
Журнал
теоретических
и прикладных
исследований
Алтайского государственного университета

 Архив журнала «Известия АлтГУ», начиная с 2017 г., размещен на новой версии сайта http://izvestiya.asu.ru
 Актуальная информация о журнале размещена на новой версии сайта http://izvestiya.asu.ru

Print ISSN 1561-9443
On-line ISSN 1561-9451
Список выпусков
Содержание номера
Педагогика и психология
Право
Филология и искусствоведение
Философия, социология и культурология
Экономика
О журнале
Редакционная коллегия и редакционный совет журнала
Порядок рецензирования научных статей в журнале "Известия АлтГУ"
Новые правила представления статей в журнал «Известия АлтГУ»
Публикационная этика журнала «Известия АлтГУ»
 
2-1(82)2014
  ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

Предыдущий | Следующий

И. В. Шестакова

Образ дома и дороги в кинотворчестве В. М. Шукшина

В советском кинематографе 1920–1930‑х гг. ХХ в. создателей фильмов мало интересовало частное жилище. Жизнь человека находилась внутри организованного государства. Уже в послевоенном кино встает проблема восстановления собственного дома, а интересы режиссеров смещаются из публичного пространства в частное. В культуре 1960–1970‑х гг. повседневная жизнь становится предметом осознанного интереса в кинематографе. Данная статья рассматривает особенности представления образа дома на примере анализа кинотворчества В. М. Шукшина. В статье показано, что концепт «дома» в его фильмах обретает индивидуальные черты, соотносясь с мировоззрением, системой ценностей и социальным положением героев. Почти все герои кинолент не могут существовать без дома, пытаются восстановить память о «родном гнезде» вдали от него, ищут свой утерянный дом-рай. Изображение дома в картинах Шукшина содержит целый пласт значений, которые переплетаются с другими смысловыми и изобразительными элементами художественной системы. Род, семья, мать, отец, ребенок, родина, земля — все эти понятия входят в концепт «дома» в его кинематографе, который образует художественное единство, скрепленное постоянной системой ценностей. Для писателя и режиссера как представителя «деревенской прозы» этот образ, имеющий особое нравственное пространство, стал символом «родового гнезда», духовного храма.

DOI 10.14258/izvasu(2014)2.1-39

Ключевые слова: «художественное домознание», концепт «дома», народная национальная культура, родовые связи, символ, фильм

Полный текст в формате PDF, 265Kb. Язык: Русский.

ШЕСТАКОВА Ирина Валентиновна
кандидат культурологии, доцент кафедры теории искусства и культурологии Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: irinaaltkino@rambler.ru

 

Печатное издание "Известия АлтГУ" © 1996-2017 Алтайский государственный университет.
Зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ №77-14344. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.
По вопросам приобретения журнала обращаться в издательство АлтГУ по адресу:
656049, Россия, Барнаул, ул. Димитрова 66. Телефон +7 (3852) 366351.