|
2-1(82) 2014 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Я. К. Смирнова
Подход к суверенной самодетерминации поведения в контексте временных ориентаций личности
В статье феномен психологической суверенности рассмотрен в рамках постнеклассической теории психологических систем как способность к автономной самодетерминации и самоорганизации личности. Суверенность и автономность психологической системы проанализированы как способность к внутренне опосредованной самодетерминации мотивационного вектора выбора, способность согласовывать внешние требования с имеющимся потенциалом для достижения поставленной цели в условиях ограничений, накладываемых текущей ситуацией. Выделяются индикаторы системы самодетерминации. Показано, что подростковый возраст является наиболее сенситивным для становления и формирования психологической суверенности и временных ориентаций личности. Выявлены особенности проявления суверенной самодетерминации в бифуркационный для становления суверенности и временных ориентаций и перспектив жизнеосуществления подростковый период и найдены отличия структуры самодетерминации подростков, воспитывающихся в семьях и детских домах.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.1-14
Ключевые слова: самодетерминация, локус интернальности, казуальные ориентации, психологическая суверенность, суверенизация, жизненное самоосуществление, временная перспектива личности, временная ориентация личности
Полный текст в формате PDF, 285Kb. Язык: Русский. СМИРНОВА Яна Константиновна
|