|
2-1(82) 2014 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Ю. В. Сенько
Авторская позиция преподавателя в его методологической культуре
В многомерной и многоплановой профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза становление его авторской позиции является одной из центральных. Одна из сторон этой проблемы связана с преодолением предметоцентрической установки и переходом на гуманитарные позиции. В этом контексте гуманитарно ориентированная авторская позиция преподавателя рассматривается как составляющая его методологической культуры. Она заключается в преображающем понимании встречи «преподаватель — студент» и является потенциальной точкой вхождения их обоих в культуру. В статье отмечен ряд барьеров, которые препятствуют становлению авторской позиции преподавателя в гуманитарной парадигме: от общего (непринятие или непонимание фундаментальной значимости построения педагогического процесса как гуманитарной практики) до «частных» (склонность преподавателей к однозначным, раз и навсегда заданным дефинициям педагогических явлений; обеднение образа студенческой аудитории, ее реальных учебных возможностей; отсутствие в созданной преподавателем профессиографической модели будущего специалиста требований к его методологической культуре, к тем стратегическим принципам, которые составляют регулятивно-ценностную структуру его профессиональной деятельности; определенная утилитарность в восприятии дидактических концепций, когда вузовский преподаватель стремится реализовать дидактические рекомендации, не углубляясь в логику их обоснования, и др.). Необходимыми условиями становления авторской позиции и ее реализации в гуманитарной парадигме являются: понимание преподавателем педагогического процесса как гуманитарной практики; рефлексивное отношение преподавателя к собственной профессиональной позиции; организация педагогического процесса на основе принципов стиля нового педагогического мышления: другодоминантности, понимания, рефлексивности, диалогичности, метафоричности.
DOI 10.14258/izvasu(2014)2.1-10
Ключевые слова: авторская позиция , методологическая культура, барьеры гуманитаризации, профессиональная компетентность
Полный текст в формате PDF, 306Kb. Язык: Русский. СЕНЬКО Юрий Васильевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия) E-mail: senko@mc.asu.ru
|