English Russian
Известия
Журнал
теоретических
и прикладных
исследований
Алтайского государственного университета

 Архив журнала «Известия АлтГУ», начиная с 2017 г., размещен на новой версии сайта http://izvestiya.asu.ru
 Актуальная информация о журнале размещена на новой версии сайта http://izvestiya.asu.ru

Print ISSN 1561-9443
On-line ISSN 1561-9451
Список выпусков
Содержание номера
Педагогика и психология
Право
Филология и искусствоведение
Философия, социология и культурология
Экономика
О журнале
Редакционная коллегия и редакционный совет журнала
Порядок рецензирования научных статей в журнале "Известия АлтГУ"
Новые правила представления статей в журнал «Известия АлтГУ»
Публикационная этика журнала «Известия АлтГУ»
 
2-1(82)2014
  ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Ю. В. Сенько

Авторская позиция преподавателя в его методологической культуре

В многомерной и многоплановой профессиональной педагогической деятельности преподавателя вуза становление его авторской позиции является одной из центральных. Одна из сторон этой проблемы связана с преодолением предметоцентрической установки и переходом на гуманитарные позиции. В этом контексте гуманитарно ориентированная авторская позиция преподавателя рассматривается как составляющая его методологической культуры. Она заключается в преображающем понимании встречи «преподаватель — студент» и является потенциальной точкой вхождения их обоих в культуру. В статье отмечен ряд барьеров, которые препятствуют становлению авторской позиции преподавателя в гуманитарной парадигме: от общего (непринятие или непонимание фундаментальной значимости построения педагогического процесса как гуманитарной практики) до «частных» (склонность преподавателей к однозначным, раз и навсегда заданным дефинициям педагогических явлений; обеднение образа студенческой аудитории, ее реальных учебных возможностей; отсутствие в созданной преподавателем профессиографической модели будущего специалиста требований к его методологической культуре, к тем стратегическим принципам, которые составляют регулятивно-ценностную структуру его профессиональной деятельности; определенная утилитарность в восприятии дидактических концепций, когда вузовский преподаватель стремится реализовать дидактические рекомендации, не углубляясь в логику их обоснования, и др.). Необходимыми условиями становления авторской позиции и ее реализации в гуманитарной парадигме являются: понимание преподавателем педагогического процесса как гуманитарной практики; рефлексивное отношение преподавателя к собственной профессиональной позиции; организация педагогического процесса на основе принципов стиля нового педагогического мышления: другодоминантности, понимания, рефлексивности, диалогичности, метафоричности.

DOI 10.14258/izvasu(2014)2.1-10

Ключевые слова: авторская позиция , методологическая культура, барьеры гуманитаризации, профессиональная компетентность

Полный текст в формате PDF, 306Kb. Язык: Русский.

СЕНЬКО Юрий Васильевич
доктор педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: senko@mc.asu.ru

 

Печатное издание "Известия АлтГУ" © 1996-2017 Алтайский государственный университет.
Зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ №77-14344. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.
По вопросам приобретения журнала обращаться в издательство АлтГУ по адресу:
656049, Россия, Барнаул, ул. Димитрова 66. Телефон +7 (3852) 366351.