Print ISSN 1561-9443 On-line ISSN 1561-9451 |
|
|
4-2(60) 2008
-
- Предыдущий |
Следующий
- Г.Г. Король
Декоративно-прикладное искусство Саяно-Алтая рубежа I-II тыс. н.э. и верования тюрков
Средневековое декоративно-прикладное искусство саяно-алтайского региона в Центральной Азии представлено наиболее массовыми находками широко распространенных украшений из цветного металла снаряжения всадника: сбруи коня, пояса всадника, деталей его одежды и сопровождающих предметов, оружия. Большинство декоративных элементов и мотивов имеет корни в искусстве Среднего и Ближнего Востока, Средней Азии, Восточного Туркестана, Китая. Но мы можем говорить о выборе (отборе) заимствованных прототипов в соответствии с традиционным мировоззрением тюрков, их верованиями, мифологией. Анализ редких сюжетных антропоморфных изображений также свидетельствует об их соответствии в той или иной степени традиционным воззрениям. Характерная для них (как и для ряда растительных, геометрических и зооморфных мотивов) #чуждая# иконография, включая, очевидно, манихейскую, является лишь средством для воплощения в изобразительной форме традиционных идей: власти, ее божественности, иерархичности; великой богини-матери в ее различных ипос
тасях. Зафиксированные влияния иноземных религий (манихейства, возможно, буддизма), очевидно, были одним из источников изобразительных форм для декоративно-прикладного искусства Саяно-Алтая рубежа I-II тыс. н.э.
Полный текст в формате PDF, 517Kb. Язык: русский.
КОРОЛЬ Галина Георгиевна кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии РАН, Москва |
|