П.К. Дашковский
Религиозный аспект политической культуры и служители культа у кочевников Центральной Азии в хунну-жужанский период
Этноконфессиональное взаимодействие в Южной Сибири и Центральной Азии приводило к влиянию различных религиозных и идеологических традиций на формирование синкретичных мировоззренческих представлений и обрядов кочевников. Поскольку в древности предметы и объекты часто носили полисемантичный характер, то существует трудность с выявлением погребений священнослужителей и специфичных памятников религиозного характера. В то же время проведенный анализ письменных и археологических источников позволял сделать вывод о том, что основу религиозной элиты в кочевых обществах в хунну-жужанскую эпоху составляли служители культа традиционного (шаманского) комплекса верований и обрядов, клан правителя и его окружение (вожди племен или старейшины). В отличие от скифской эпохи, в рассматриваемый период в религиозную элиту стали входить и буддийские миссионеры, особенно приближенные к окружению кочевого правителя, которые симпатизировали конфессии. Правда, поддержка буддизма со стороны элиты номадов не привела в это время к широ
кому распространению буддизма среди остальной массы населения.
Отражение в источниках сведений о разнообразных формах жертвоприношениях, магии, мантике, погребально-поминальных комплексах и культовых сооружениях (святилища, храмы) свидетельствует о наличии сложной религиозно-мифологической системы и дальнейшей тенденции формирования и развития особой категории священнослужителей. Такие лица, безусловно, являлись носителем важной сакральной информации и могли оказывать определенное влияние на политические события в кочевой империи. Однако в силу специфики социально-политической организации номадов и исторических процессов в эпоху поздней древности сформировавшаяся религиозная элита не трансформировалась в корпоративную социальную группу профессионального жречества. Правящий клан обладал статусом сакрального, и его представители, облаченные харизмой, одним своим существованием давали социуму покровительство небесных, #светлых# сил. В то же время неудачная внутренняя и внешняя политика могла привести к утрате харизмы и как следствие замене правителя, хотя власть и в этом сл
учае сохранялась бы за сакрализованным кланом. В этой связи важную роль в таком процессе играла не только политическая и военная элита, но и религиозная.
Полный текст в формате
PDF, 350Kb. Язык: русский.
ДАШКОВСКИЙ Петр Константинович
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой религиоведения и теологии Алтайского государственного университета