Print ISSN 1561-9443 On-line ISSN 1561-9451 |
|
|
4-2(60) 2008
-
- Предыдущий |
Следующий
- П.К. Дашковский, А.А. Тишкин
К дискуссионным аспектам изучения религиозно-мифологической системы кочевников Горного Алтая пазырыкского времени
Анализ имеющихся материалов по пазырыкской культуре Алтая позволяет утверждать, что религия ее носителей действительно носила синкретичный характер. Важным выявленным компонентом являлся древнеиранский мировоззренческий комплекс, включавший обширный круг верований и представлений, которые получили развитие как в маздаизме, так и в зороастризме. Вероятно, применительно к религиозно-мифологической системе #пазырыкцев# можно говорить о влиянии маздаизма в его митраистском варианте. Кроме этого, выделяются элементы более ранней формы религии - шаманизма, широко распространенного у многих народов мира. Нужно отметить, что у #пазырыкцев# данный компонент в структурном и содержательном отношении практически идентичен той форме, в которой он зафиксирован у индоиранцев, в том числе и в самом маздаизме, и в других иранских религиях. Это связано с тем, что #пазырыкская# религия, как, очевидно, и новая волна миграций племен #с запада#, проявилась на Алтае в своем законченном и оформленном виде во 2-й половине VI в. до н.
э. и продолжала существовать в неизменной форме вплоть до хуннуской экспансии в конце III в. до н.э. Об этом свидетельствует достаточно стабильная погребально-поминальная обрядность, особенности искусства носителей пазырыкской культуры и система жизнедеятельности. Дальнейшие исследования в этом направлении, в том числе и с широким применением методов естественных наук, позволят расширить наши представления по духовной культуре номадов.
Полный текст в формате PDF, 413Kb. Язык: русский.
ДАШКОВСКИЙ Петр Константинович кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой религиоведения и теологии Алтайского государственного университета
ТИШКИН Алексей Алексеевич кандидат исторических наук, профессор кафедры археологии, этнографии и источниковедения Алтайского государственного университета |
|