Н.А. Тадина
Алтайцы: между #севером# и #югом# (к проблеме внутриэтнического общения)
Рассматривается место родового и территориального уровней идентификации алтайцев в формировании этнических стереотипов южных и северных групп. Посредством освещения вербальных и невербальных стандартов коммуникации выявляются причины противоречий между южными и северными алтайцами, приведшие к выделению "новых этносов".
Под этнонимом #алтайцы# подразумеваются южные группы - алтай-кижи, теленгиты и северные - тубалары, челканцы, кумандинцы, расселенные в Горном Алтае и представляющие титульный этнос Республики Алтай. На основе полевого материала автор приходит к выводу о том, что родовая принадлежность выступает основным ориентиром в общении: по названию рода можно определить место выхода человека: предгорья Алтая - северные алтайцы, горные районы - южные алтайцы; по редко встречающему роду-сёоку, характерному для той или иной этнотерриториальной группы; в случае уточнения места проживания по речной долине можно соотнести с конкретной этнолокальной подгруппой, названной по реке. В качестве выводов автор выделяет пять регионов формирования этнических стереотипов южных и северных алтайцев по степени их ассимиляции в русскоязычной среде, выработанному типу поведения, диалекту, особенностям внешности. Северные алтайцы, оказавшись включенными в сложные процессы интеграции в российское государство, испытали первыми наиболее сильное
влияние православия и в своем южном этническом окружении предстали как маргиналы в виде этностереотипа #туба#. В начале прошлого века алтай-кижи как многочисленная и центральная группа южных алтайцев становится лидером бурханизма, явившегося ответом на политику преобразования уклада жизни этноса. За время как внутриэтнического, так и межэтнического диалога данной группой был сформирован своего рода модальный образ истинного алтайца, т.е. алтай-кижи рассматривается и позиционирует себя как истинная, менее всего подвергнувшаяся русскому влиянию, сохранившая родовую структуру и традиционную культуру группа. Итак, разобщенность северных и южных алтайцев объясняется степенью русского влияния. Значительную роль при этом играет этническое самосознание людей, составляющих единый алтайский этнос: как их взаимная идентификация, так и различение от других групп в форме антитезы #мы#-#они#.
Полный текст в формате
PDF, 314Kb. Язык: русский.
ТАДИНА Надежда Алексеевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнологии и источниковедения Горно-Алтайского государственного университета