Print ISSN 1561-9443 On-line ISSN 1561-9451 |
|
|
4-2(56) 2007
-
- Предыдущий |
Следующий
- П.К. Дашковский
Сакрализация правителей кочевых обществ Южной Сибири и Центральной Азии в древности и Средневековье
В кочевых обществах Южной Сибири и Центральной Азии начиная со скифской эпохи формируется мировоззренческий комплекс сакрализации правителя как персоны, получившего свой особый статус и положение по воле сверхъестественных сил. Начиная с хуннуского времени и особенно в тюрко-монгольский период происходит сложение представлений о #богоизбранности# всего правящего клана. Каждый представитель родов Модэ, Ашина, Чингисхана получал статус посланника или избранника #Вечного Неба#. Процесс сакрализации находил свое выражение как в мировоззренческих представлениях, так и в погребально-поминальных комплексах, памятниках письменности, символах власти и других объектах.
В древних государствах правитель являлся олицетворением единства и гармонии не только народа, но и всей Вселенной, поскольку мифологическое и социальное в нем не разделимы. Отсюда вполне понятно, что гибель правителя (позднее правящего клана или династии) для общества означала наступление переломного этапа, разрушение мира. Приход очередного #царя# с #небесным мандатом# должен был ознаменовать наступление порядка в мироздании. В социальном аспекте шаньюй, каган, хан и подобный являлся воплощением единства общества и государства, хотя это положение и не исключало борьбы за власть.
Полный текст в формате PDF, 325Kb. Язык: русский.
ДАШКОВСКИЙ Петр Константинович кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой религиоведения и теологии, заместитель декана факультета политических наук Алтайского государственного университета
|
|