English Russian
Известия
Журнал
теоретических
и прикладных
исследований
Алтайского государственного университета
Print ISSN 1561-9443
On-line ISSN 1561-9451
Список выпусков
Содержание номера
Педагогические и психологические науки
Филологические науки и искусствоведение
Философские науки, социологические науки и культурология
Рецензии
О журнале
Редакционная коллегия и редакционный совет журнала
Порядок рецензирования научных статей в журнале "Известия АлтГУ"
Новые правила представления статей в журнал «Известия АлтГУ»
Публикационная этика журнала «Известия АлтГУ»
 
3-1(87)2015
  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

О.А. Сагалакова, И.Я. Стоянова

Когнитивно-перцептивная избирательность и регуляция социальной тревоги в ситуациях оценивания

В статье приводится анализ концептуальных моделей социальной тревоги (СТ) (когнитивная, метакогнитивная, экспериментально-патопсихологическая). Показано, что ключевыми механизмами возникновения и поддержания СТ выступают специфические нарушения целевой регуляции, а также когнитивно-перцептивной избирательности психической деятельности в ситуациях оценивания. К искажениям когнитивно-перцептивной избирательности относится самофокусировка внимания («я глазами других»), селективный мониторинг стимулов, угрожающих статусу, фиксация на отрицательных аспектах ситуации, негативное прогнозирование. При СТ характерно метакогнитивное означение тревоги как опасной и субъективно неприемлемой. Участие в ситуациях оценивания при СТ провоцирует избыточную фиксацию на второстепенных операционально-технических аспектах деятельности. Характерно смещение фокуса внимания на исполнительские и вторичные по отношению к целевому приоритету аспекты самопредъ-явления. Многозадачность когнитивно-перцептивной деятельности при СТ в ситуации оценивания приводит к быстрому истощению ресурсов произвольного внимания и дезорганизации поведения.

DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-13

Ключевые слова: социальная тревога и социальное тревожное расстройство, когнитивно-перцептивная избирательность, целевая регуляция, психическая деятельность, ситуации персонального оценивания, оценивание, унижение и осмеяние, искажения внимания, самофокусировка внимания

Полный текст в формате PDF, 443Kb. Язык: Русский.

САГАЛАКОВА Ольга Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия)
E-mail: olgasagalakova@mail.ru

СТОЯНОВА Ирина Яковлевна
доктор психологических наук, руководитель группы медицинской психологии в НИИ психического здоровья СО РАМН, профессор кафедры психологического консультирования и психотерапии Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия)
E-mail: ithka1948@mail.ru

 

Печатное издание "Известия АлтГУ" © 1996-2017 Алтайский государственный университет.
Зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ №77-14344. Все права защищены. Ни одна из частей журнала либо издание в целом не могут быть перепечатаны без письменного разрешения авторов или издателя.
По вопросам приобретения журнала обращаться в издательство АлтГУ по адресу:
656049, Россия, Барнаул, ул. Димитрова 66. Телефон +7 (3852) 366351.