М.Ю. Горбухова
Естествознание и гуманитарные науки: различие и проблема единства в контексте формирования гуманитарной культуры специалиста-естествоиспытателя
Рассматриваются различие и проблемы интеграции естественно-научного и гуманитарного знания в контексте формирования гуманитарной культуры специалиста-естествоиспытателя, выявляются основные противоречия в науке. Постоянно углубляющееся размежевание между естествознанием и гуманитарными науками внутри отдельных научных дисциплин сложилось по мере исторического развития науки и обусловлено различием методов и объектов исследования. Выявляются основания и пути интеграции научного знания, позволяющие перейти к новой научной парадигме. К ним, в частности, относятся методология трансдисциплинарности, разрабатываемая Международным центром трансдисциплинарных исследований, и синергетическая методология, которая позволяет исследовать такие сверхсложные системы, как наука. Синергетическая методология нарабатывает идеи и принципы, имеющие эвристическое значение для утверждения новых взглядов на природу и общество. Автор приходит к выводу о том, что новые методологии смогут решить задачи интеграции наук только при услови
и подключения процесса гуманитаризации, направленного в первую очередь на сознание самого субъекта науки ученого. Гуманитарная составляющая обладает интегративной силой, позволяющей объединять потоки информации и ценностно выделять ее компоненты, определять направления развития с позиций морали и разума.
Полный текст в формате
PDF, 284Kb. Язык: русский.
ГОРБУХОВА Мария Юрьевна
аспирант кафедры социальной философии, онтологии и теории познания Алтайского государственного университета