В.Д. Мансурова
Журналистская картина мира в постмодернистской парадигме творчества
Картина мира, создаваемая средствами массовой информации, рассматривается с точки зрения философии постмодернизма. Введение в обиход термина "постмодернизм", как известно, было связано с глобализацией роли Масс-Медиа в современном обществе. В связи с этим методы познания и отражения действительности, свойственные постмодернистской концепции, могут быть представлены как своебразная парадигма творческой деятельности Масс-Медиа.
Система алгоритмов данной парадигмы включает: тип отношений субъекта к объекту информационной деятельности, тип коммуникации, тип мышления и познания действительности, тип отражения (выражения) действительности. Как и в искусстве, постмодернизм в журналистике предъявил свою знаковую модель видения мира: симулякр как "набор образов действительности", свободный для интерпретации. Появился новый тип текстов, в которых форма и способ передачи содержания стирают границы реального и ирреального. Ужас, введенный постмодернизмом в качестве начала познавательной деятельности, "узаконил" эстетизацию грубости и насилия в содержании текстов СМИ. Деконструкция как метод организации текстов привела к тому, что журналистская картина мира все отчетливее стала походить на мозаику, зрелище, на дебош знаков, по выражению Ж. Бодрийара.
Картина мира, создаваемая постмодернизмом, - лишь фрагмент действительности, отражаемой Масс-Медиа. Помимо нее существуют срезы реальности, представленные Просвещенческой социокультурной парадигмой, концепциями рационализма и прагматизма, экзистенциализма и других философских течений. Постмодернизм актуализирован состоянием и запросами современного информационного общества.
МАНСУРОВА Валентина Дмитриевна
кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой журналистики